31.01.2024 12:32, Редакция: 31.01.2025 09:02
Аналитика.
Просмотров всего: 8724; сегодня: 19.

Почему Петр I запретил дворянам без образования жениться?

Почему Петр I запретил дворянам без образования жениться?

31 января (по старому стилю 20 января) 1714 года Петр I своим указом запретил жениться дворянским детям, не получившим государственного образования.

Период реформ царя Петра I знаменит не только появлением у России передовых на тот момент армии и флота, коренной перестройкой государственного аппарата. Важнейшим механизмом, который позволил первому российскому императору добиться своих целей, стало прикрепление дворян, выполнявших роль служилого сословия, к воинской и гражданской службе: это определял изданный в 1701 году царский указ о пожизненной службе. Но одного прикрепления было мало, еще нужно было, чтобы служилые люди получили достаточное образование. И это тоже стало одной из главных целей царя-реформатора. Он желал добиться, чтобы каждый молодой дворянин в России получил хотя бы минимально необходимое образование. Решение именно этой задачи и преследовал царский указ от 31 января (по старому стилю 20 января) 1714 года, который запретил дворянским детям жениться, если они не обучены арифметике и геометрии.

«Невольно будет жениться»

Официально этот указ назывался «О посылке во все губернии из школ математических по несколько человек для учения дворянского чина детей арифметике и геометрии». Текст этого документа был коротким, всего два предложения. Первое требовало «послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцев, приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». Если перевести на современный русский язык тяжеловесные обороты начала XVIII столетия, получится следующее. Царский указ требовал, чтобы учителя были отправлены в каждую из восьми существовавших тогда губерний России — то есть таких учителей было как минимум два десятка. Этим преподавателям предстояло учить не только детей дворян, но и «приказных людей», то есть неродовитых подданных, которые несли государственную службу в разного рода учреждениях (приказах). Что касается однодворцев, то это было особенное сословие, которое и без того находилось на государевой службе. Именно однодворцы обеспечивали безопасность южных границ страны: несли военизированную охрану на так называемой Украинской линии, прикрывавшей южную Россию от атак крымских татар, и на Северном Кавказе.

Второе предложение знаменитого царского указа требовало «для того о том к архиереям послать, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны». Это значит, что без разрешения школьных учителей, отправленных в губернии, архиереи не могли выдавать особые документы — венечные (венчальные) памяти, они же указы о повенчании. Эти бумаги в петровские времена были обязательным условием для венчания, поскольку именно в них тому или иному приходскому священнику предписывалось произвести венчальный обряд над конкретной парой. Тем самым для молодых дворян и приказных людей возможность завести семью открывалась лишь после завершения обучения или достижения в нем таких успехов, которые гарантировали, что они будут пригодны для воинской или государственной службы. 

Рубль за разрешение венчаться

Петровский указ неслучайно ограничивал число предметов, которым молодые дворяне и приказные люди должны были научиться до поступления на обязательную службу. Как правило, грамоте и элементарному счету недорослей учили дома. А арифметика и геометрия требовались в то время, чтобы освоить любую воинскую науку, прежде всего артиллерийское и инженерное дело, равно как и тонкости морского дела. Нужны они были и на государственной гражданской службе, прежде всего в сфере гражданского строительства, а также внешней и внутренней торговли, переживавших в петровские времена быстрый расцвет.

Через полтора месяца, 11 марта (28 февраля по старому стилю) 1714 года, появился еще один царский указ, касающийся обучения дворянских и приказных детей — «Об обучении дворян приказного чина, дьячих и подьяческих детей арифметике и геометрии, о посылке для того в губернии учеников из математических школ и об учреждении училищ при архиерейских домах и монастырях». Этот документ расширил категории молодых людей, которые обязаны были получить образование, и определил их возраст — от 10 до 15 лет, а с 16 лет начиналась дворянская служба. Кроме того, указ уточнял, что школы для недорослей должны открываться «в архиерейских домах и монастырях», а их учителя трудились исключительно за казенный счет. Брать деньги с учеников они могли только однажды: когда преподаватель собственноручно подписывал письмо, свидетельствующее, что недоросль «науку выучил совершенно», он приобретал право получить с каждого выпускника по одному рублю. Кстати, эти же подписанные учителями письма были единственным документом, дававшим право ученикам жениться и разрешал выдавать им «венечные памяти».

Автор: Трофимов Антон. История.РФ.

Изображение из открытых источников.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Романов Пётр I Алексеевич, последний русский царь и первый император Всероссийский, развернувший масштабные реформы и расширивший территории российского государства.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10659 публикаций
Сайт: histrf.ru/read/articles/pochiemu-pietr-i-zaprieshchal-nieobrazovannym-zhienitsia?ysclid=ls1ktlc4od650858500
Поделиться:

Интересно:

"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
24.03.2025 18:25 Аналитика
"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
Военное духовенство в России появилось более трёх веков назад по указу императора Петра Великого. Перед боем священники ободряли воинов, а во время сражения спасали раненых, напутствовали умирающих и, нередко, совершали настоящие подвиги во славу Отечества. В сегодняшней России институт военного духовенства (капелланов) возрождён и, вот уже несколько лет, как успешно функционирует. Существовал он и в Российской империи, где военные священники в армейских полках и обер-иеромонахи на кораблях военно-морского флота появились ещё в начале XVIII столетия по указу императора Петра Великого. Священники-капелланы освящали военные городки, корабли при их закладке и спуске на воду, военные знамёна и оружие солдат. Перед боем и после него они служили молебны, а во время сражения помогали раненым и ободряли оробевших бойцов. В мирное время военные священники обычно находились в пределах военных баз...
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...