14.12.2022 15:48
Аналитика.
Просмотров всего: 10558; сегодня: 8.

ВЦИОМ изучил ценности и приоритеты молодёжи России

ВЦИОМ изучил ценности и приоритеты молодёжи России

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса о ценностях и приоритетах в молодежной среде.

Идентичность молодежи.

Молодежь – особая социальная группа, которую отличает высокий уровень социальной мобильности, формирование жизненных ценностей и приоритетов, активный поиск своего места в жизни. Особенностью последних лет и месяцев явилось специфическое сочетание глобализации и изоляционизма. В таких условиях представляет особый исследовательский интерес то, как это отразилось или не отразилось на молодежи. Подавляющее большинство молодых россиян 14-35 лет сегодня идентифицируют себя как граждане РФ – 83% (- 7 п.п. к 2021 г.). В разных возрастных молодежных группах доминируют разные виды идентичности, среди 14-17-летних – национальная (30%); среди 18-24-летних – 38% идентифицируют себя в первую очередь как «гражданин мира»; религиозная идентичность преобладает у 25-29-летних (36%), в старшей молодежной группе 30-35 лет наряду с религиозной (44%) доминирует и гражданская (42%). На смену доминирующей у 18-24-летних космополитичной идентичности – приходит этническая идентичность 14-17 летних.

История страны и история семьи.

Три из четырёх молодых людей в России хорошо знают историю своей страны (76%) и историю своей семьи (73%). Признались, что плохо осведомлены об истории России 20% или каждый пятый, а об истории своей семьи – 24%, каждый четвертый. Показатели остаются высокими во всех возрастных группах молодежи, наиболее высокий уровень знаний о стране приходится на группу 18-24 лет – 80%, а о семье - на группу 14-17 лет – 79%. В младшей молодежной группе сохраняется на высоком уровне авторитет старших членов семьи – родителей, бабушек и дедушек, 57% стараются прислушиваться к их мнению и отмечают, что советы родных во многом помогают им. Среди молодежи в целом показатель составляет 44%, треть (32%), напротив, отмечают, что взгляды представителей старших поколений устарели и вряд ли могут помочь с выбором правильных решений (максимум среди 18-24-летних и 30-35-летних – 36% и 35% соответственно). При этом 91% российской молодежи признают важность поддержания теплых отношений со всеми членами семьи (сумма ответов «важно» и «скорее важно»). Максимум отмечен среди старшей молодежной группы 30-35 лет (95%) и молодых людей, проживающих в небольших поселках городского типа и селах (96% vs. 86% среди молодёжи из городов миллионников).

Законы и правила.

Формальные законы и правила имеют для молодежи большее значение, чем неформальные. Большинство 14-35-летних граждан признают необходимость соблюдать требования Уголовного Кодекса и Конституции РФ, даже если они кажутся не совсем справедливыми или устаревшими, - 78% и 74% соответственно. Еще 18% и 19% полагают, что соблюдать нормы Уголовного Кодекса и Конституции необходимо в зависимости от ситуации, не считают для себя обязательным выполнять правила, закреплённые в этих документах только 1-2%. Каждый второй (55%) в зависимости от ситуации готов соблюдать обычаи и традиции, которых придерживается его семья, 19% относятся к этому более серьезно, полагая, что семейные правила обязательны к выполнению в любом случае.

- Обязательность соблюдения религиозных норм выше среди 14-17-летних (26%), хотя они реже других идентифицируют себя по конфессии в первую очередь (8%). Каждый второй среди 18-24-летних (53%) не считает для себя необходимым соблюдать религиозные правила. 

- Чем меньше размер населенного пункта, тем чаще молодежь говорит об обязательности выполнения религиозных норм (среди молодежи городов с численностью менее 100 тыс. чел, ПГТ и сел показатель составил 26%, что в 2,4 раза выше в сравнении с молодежью из городов-миллионников – 11%).

- Безусловным фактором обязательного соблюдения конфессиональных норм является религиозность молодых людей, среди тех, кто считает себя верующим, 38% заявляют о необходимость выполнять такие предписания в любом случае, среди неверующей молодежи показатель ниже в 6 раз – 6%, тогда как 72% в этой группе не считают их для себя обязательными.

Ценностные ориентации и жизненные ориентиры.

В структуре ценностных ориентаций российской молодежи первое место занимают ценности семейные: по 97% назвали важными здоровье членов семьи и безопасность семьи, 96% - отношения в семье; 95% - материальное положение семьи. Далее следует группа ценностей, характеризующих условия по месту проживания: инфраструктура в месте проживания (94%) и возможности для достижения поставленных целей (94%), экологическая ситуация (90%). Экономическая ситуация в стране важна для 89%, полноценный досуг – 83%. В меньшей степени значимыми для молодых россиян оказались ценности личностного развития: перспективы продвижения по карьерной лестнице звучат в ответах 81%, социальный статус – 72%, творческая самореализация – 71%. Нижние строки списка ценностных ориентиров заняли ценности социальные – участие в общественной и политической жизни (52%) и участие в волонтерской и добровольческой деятельности, помощь другим людям (49%).

Важность ценности здоровья подтверждают и следующие данные: 65% молодежи внимательно относятся к своему здоровью, треть признались в обратном (33%). Максимум следящих за здоровьем отмечен в младшей молодежной группе 14-17 лет – 74%.

Топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи на сегодняшний день – это высокий уровень благополучия (58%); жить спокойно, работая и заботясь о семье (54%) и возможность приносить пользу своему народу, обществу, активно участвуя в общественной и политической жизни (26%). Изменить мир, внедрить что-то новое хотели бы 17% молодых граждан, а беззаботная жизнь, без мыслей о будущем привлекает 9%, наименее интересным для молодежи оказалось завоевание известности и популярности (6%).

- Высокий уровень благополучия наиболее актуален для 18-24-летних (64%), в этой же группе каждый третий отметил желание приносить пользу обществу и своему народу (34%).

- Жить спокойно, работая и заботясь о своей семье, наиболее важно для старшей молодежи 30-35 лет – 65%.

- В младшей молодежной группе 14-17-летних 20% хотели бы добиться популярности, известности, то есть каждый пятый.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi
Поделиться:

Интересно:

Длительность сна зимой увеличивается у каждого третьего россиянина
09.12.2024 13:15 Аналитика
Длительность сна зимой увеличивается у каждого третьего россиянина
Зимой люди спят дольше, чем в другие времена года. По крайне мере, так утверждают 32% респондентов, принявших участие в совместном исследовании «Виртуальной клиники» компании «Ингосстрах» и сети клиник «Будь Здоров». Увеличение длительности сна зимой на полчаса отмечают 16% респондентов, на час —...
Фейк: Манифест об отречении Николая II был подделан
09.12.2024 10:44 Аналитика
Фейк: Манифест об отречении Николая II был подделан
Правда ли, что на самом деле Николай II не подписывал Манифест об отречении, а этот документ на самом деле был подделан? На этот вопрос отвечают учёные.  За последние годы серьёзным вызовом для всего исторического сообщества стала фальсификация отечественной истории. Переписыванию...
9 декабря Россия отмечает памятную дату - День Героев Отечества
09.12.2024 09:03 Новости
9 декабря Россия отмечает памятную дату - День Героев Отечества
9 декабря Россия отмечает День Героев Отечества. В этот день чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы. Впервые в Российской Федерации День Героев Отечества отмечался 9 декабря 2007 года, однако этот праздник имеет вековые...
Sunlight: "Ювелирный бизнес и научные инновации". Сергей Грибняков
08.12.2024 16:12 Интервью, мнения
Sunlight: "Ювелирный бизнес и научные инновации". Сергей Грибняков
В мире ювелирного искусства, где каждая деталь имеет значение, важно не только предлагать высококачественные изделия, но и иметь научную поддержку для их создания и продажи. В 2024 году крупнейшая в России ювелирная компания SUNLIGHT сделала важный шаг для укрепления своей репутации и увеличения...
Награда для самых храбрых: 21 факт об ордене Святого Георгия
07.12.2024 09:03 Аналитика
Награда для самых храбрых: 21 факт об ордене Святого Георгия
7 декабря 1769 года был учрежден Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия – высшая военная награда Российской империи. В статуте ордена говорилось, что «дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того...