Участники команды Togliatti Racing Team Тольяттинского государственного университета (ТГУ), четырёхкратные победители соревнований «Формула студент Россия», завершают изготовление нового болида. В конце лета гонщики ТГУ намерены испытать его на соревновательной трассе.
«Формула студент» – уникальный международный проект, в рамках которого студенты университета, объединённые в инженерную команду, проектируют и строят с нуля гоночный болид, полностью готовый к соревнованиям. Каждый год на старт должна выходить новая машина, что позволяет создателям вносить в конструкцию всё новые и новые улучшения. В этом году команда Togliatti Racing Team, существующая на базе ТГУ с 2007 года, строит болид, который должен стать более послушным.
– Это будет спортивно-гоночная машина с бензиновой силовой установкой. По отношению к предыдущим «скорпионам» нашей команды она будет обладать рядом преимуществ, – поясняет заведующий кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» института машиностроения ТГУ Александр Бобровский. – Она будет легче, манёвреннее, динамичнее, экономичнее. Основное отличие – это новый тип силовой установки. Мы используем новый двигатель с меньшим рабочим объёмом. Также у нас новое шасси. Рассчитываем, что всё это поможет улучшить наши показатели на соревнованиях.
Две предыдущие машины назывались Black Scorpion и Black Scorpion G2, так как конструкция ресивера болида вместе с корпусом дросселей напоминала жало скорпиона. С новым названием создатели пока не определились.
Проект «Формула студент» является фундаментом для практической подготовки инженеров по направлению «Наземные транспортно-технологические средства» института машиностроения ТГУ. Здесь большое количество бюджетных мест, а поступившие на это направление обучаются на специалитете в течение 5 лет, а значит, избавлены от возможных трудностей, которые могут возникнуть в связи с выходом России из Болонского образовательного процесса.
Работая в команде Togliatti Racing Team, студенты обогащают полученные в ТГУ серьёзные теоретические знания большим объёмом практических навыков, поэтому после окончания университета им требуется минимальное время на адаптацию в условиях реального инжиниринга.
– Будущие инженеры приобретают важные компетенции по реальному конструированию и разработке узлов автомобиля: расчёт подвески, расчёт несущей конструкции машины, расчёт экономичности и т. д. То есть все те расчёты, которые делают инженеры-автомобилисты по разработке нормального гражданского полноразмерного автомобиля, – говорит Александр Бобровский. – Каждый участник проекта довольно быстро начинает свободно говорить по-английски. Но главное, все они здесь получают бесценный навык работы в команде – на теоретических занятиях его не приобретёшь. Этому можно только на практике учиться: работать, взаимодействовать в проектном русле в условиях жёстких дедлайнов, ограниченных ресурсов.
Команда «Формула Студент ТГУ» – абсолютный лидер в России, четырёхкратный победитель соревнований «Формула студент Россия» (2018–2021 гг.). При этом она стабильно является первой среди 11 российских команд, представленных в международном рейтинге Formula Student Combustion и Electric, занимая в нём 197 позицию из более 600 команд (по данным на конец 2021 года). В рамках проекта студенты ТГУ конструируют не только болиды. Они создали лодку на солнечных батареях, с которой добились победы в международных соревнованиях Wildauer Solarbootregatta – 2019 в Вильдау (Германия), а также электромотоцикл – самый быстрый в Европе, на котором выиграли международные гонки Barcelona Smartmoto Challenge и на который получили патент.
Выпускников ТГУ направления «Наземные транспортно-технологические средства» с огромным удовольствием трудоустраивают к себе серьёзные инжиниринговые компании, в том числе иностранные.
– Очень много ребят на Автовазе в службе инжиниринга, а также на передовом высокотехнологичном предприятии «Кама», которое занимается подготовкой производства электромобилей. Наши выпускники работают в таких компаниях, как «Сегула Технолоджис Раша» и «Эксплео рус», – говорит Александр Бобровский. – У нас есть выпускники в Государственном научном центре «НАМИ»*, которые, в частности, занимались проектированием Aurus (первый автомобиль класса люкс из России. – Прим. ред.). Большой опыт участия в проекте «Формула студент» позволил выпускнику ТГУ Ивану Митюхину стать членом спортивной команды международного уровня «Камаз-мастер» – многократного победителя ралли «Дакар» и «Шёлковый путь».
Соревнования «Формула студент Россия», в которых планирует участвовать команда Togliatti Racing Team с новым болидом, пройдут в конце августа 2022 года.
*ФГУП «НАМИ» – ведущий российский научный и инжиниринговый центр транспортной индустрии.
Тольятти Самарской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.