27.03.2025 14:05
Аналитика.
Просмотров всего: 1505; сегодня: 4.

Школа для «девиц всех состояний»

Школа для «девиц всех состояний»

Весной 1858 года в Петербурге открылось Мариинское женское училище, ставшее вскоре первой всесословной женской гимназией в России. 

Современным школьникам и студентам трудно вообразить, что еще шестьдесят лет назад в Москве, например, существовали отдельно женские и мужские школы. А уж представить себе, что в Российской империи практически во всех учебных заведениях обучение было раздельным, могут даже далеко не все взрослые. Но даже тем, кто в состоянии представить себе это, непросто будет поверить в то, что до середины XIX века в Российской империи не было учебных заведений для девушек недворянского сословия. Однако именно так и обстояло дело до 1858 года, пока в Санкт-Петербурге не открылось первое в России всесословное женское учебное заведение — Мариинское женское училище для приходящих девиц. Указ о его создании вышел 15 (27) марта 1858 года, а уже через месяц училище распахнуло свои двери для первых воспитанниц. 

Дело принца и дело принципа

Появление Мариинского женского училища было бы невозможным без активной деятельности одного из самых известных русских просветителей и педагогов середины позапрошлого столетия — Николая Алексеевича Вышнеградского. Он был выходцем из семьи священников, но решил посвятить себя воспитанию детей в иной, мирской ипостаси и поступил в Главный педагогический институт, который с успехом и окончил в 1844 году. Через четыре года Вышнеградский вернулся в свою альма-матер уже в качестве преподавателя и довольно быстро выдвинулся в ряды самых прогрессивных профессоров института. Именно ему принадлежит авторство первой серьезной программы по педагогике для учителей, и именно он в 1857 году начал издавать «Русский педагогический вестник», который пользовался большим спросом в учительском корпусе. 

Надо заметить, что одним из важнейших вопросов, который поднимался в каждом номере «Вестника», был вопрос о женском образовании. Николай Вышнеградский уделял ему особое внимание, хорошо понимая, что без образованных женщин России трудно будет сохранять положение одной из ведущих мировых держав. И довольно быстро Николай Алексеевич перешел от теории к практике, развив бурную деятельность по организации первого всесословного учебного заведения для девушек.

Понимая, что без поддержки властей предержащих ему не обойтись, Николай Вышнеградский обратился со своим проектом к его императорскому высочеству принцу Петру Ольденбургскому. Они были несколько знакомы еще со времен, когда Вышнеградский преподавал в Императорском училище правоведения, в котором принц состоял попечителем. К тому же именно Петр Ольденбургский был главным начальником женских учебных заведений Ведомства императрицы Марии.

Принц Ольденбургский, к чести его, к предложениям Николая Вышнеградского отнесся, надо сказать, с большим энтузиазмом. Он вообще много внимания уделял российской системе образования, и именно его стараниями в 1835 году открылось Государственное училище правоведения. И возможность иметь в стране не только сословные женские учебные заведения, такие как дворянские Смольный институт благородных девиц и Петербургское училище ордена Святой Екатерины, а также мещанское Александровское училище, но и создать совершенно новую структуру, которая открыла бы дорогу к образованию девицам из других сословий, представлялась Петру Ольденбургскому весьма привлекательной. 

Поддержка принца, приходившегося внуком императору Павлу I и двоюродным братом царствующему императору Александру II, а также то, что проект Вышнеградского был подан от имени Главного совета женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, обеспечила ему быстрое продвижение и рассмотрение. И наконец 15 (по ст. ст.) марта 1858 года на свет появился императорский указ «Об устройстве в Санкт-Петербурге Мариинского женского училища для приходящих девиц». 

«К обучению допускаются девицы всех состояний»

Как гласил текст указа, новообразованное училище создавалось «в виде опыта на два года». Но несмотря на предполагаемый «опытный характер» заведения, в указе были предусмотрены и оговорены все важнейшие вопросы его существования — от числа воспитанниц и условий их приема до размера платы за обучение и ставок преподавателей.

Покровительницей нового училища стала императрица Мария Александровна — супруга Александра II, в честь чего училищу и велено было именоваться «Мариинским женским училищем». Подчинялось оно Главному совету женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, а попечитель училища назначался лично государем императором. Именно на попечителя ложились обязанности по подбору, представлению и утверждению всего штата училища — от начальника и главной надзирательницы до рядовых надзирательниц, учителей и наставниц, число которых определялось как «для преподавания уроков потребное». 

А уроков этих было немало. Указ императора предусматривал, что все предметы, которые изучают воспитанницы Мариинского женского училища, делятся на два типа — обязательные и необязательные. Первыми считались закон Божий, отечественный язык, история, география, естествознание, арифметика, пение, чистописание, рисование и рукоделие. Ко вторым были отнесены французский и немецкий языки, «а равно музыка и танцование». Причем за эти необязательные предметы устанавливалась отдельная плата, и весьма серьезная. Так, за иностранные языки нужно было доплачивать по пять рублей в год, а музыка и танцы стоили еще дороже — по рублю за каждый урок! И это при том, что полная годовая плата за обучение в училище указом определялась всего в двадцать пять рублей серебром.

Что касается правил приема и числа воспитанниц, то они в указе определялись, с одной стороны, достаточно строго, а с другой стороны, фактически отдавались в ведение администрации учебного заведения. Указ предусматривал, что «к обучению допускаются девицы всех состояний, от девяти до тринадцати лет; но, с разрешения попечителя, могут принимаемы быть, по особым уважениям, и восмилетние, равно превзошедшие уже тринадцатилетний возраст, с тем однако же условием, чтобы сии последние поступали в высшие классы, если окажутся способными следовать за курсом сверстниц». Высшими классами считались последние два из семи лет обучения. Что касается числа учениц, то оно тоже варьировалось: «Комплект учащихся определяется в двести пятьдесят девиц, с дозволением принимать и большее число, смотря по способам помещения и средствам к открытию параллельных классов». 

Интересно и то, какой была пропорция средств на содержание и функционирование Мариинского женского училища. Императорский указ устанавливал ставки для всего персонала учебного заведения: для начальника и главной надзирательницы – по пятьсот рублей, для обычных надзирательниц – по двести, «на плату наставникам – семь тысяч двести пятьдесят рублей» и еще шестьсот — на прислугу. Триста рублей закладывалось на «канцелярские потребности» и тысяча восемьсот — на наем помещения и его отопление. В общей сложности получалось 11 550 рублей, и «для покрытия расходов сих» устанавливалась сумма средств, собираемых с учениц, – до 8750 рублей, а еще три тысячи выделялись «из процентов с общего запасного капитала женских учебных заведений».

«Мариинки» и их наследники

Под размещение Мариинского женского училища первоначально отвели дом на углу Невского проспекта и Троицкой улицы (ныне улицы Рубинштейна). Поскольку проект нового учебного заведения, который лег в основу императорского указа, был проработан до мелочей, на его воплощение ушло совсем немного времени. Уже 19 апреля 1858 года училище начало свою работу, которая не прекращалась до 1918 года. 

Удивительно читать императорский указ сегодня и понимать, что условия обучения в Мариинском женском училище были донельзя похожи на те, в которых учатся современные дети! «Комплект учащихся» предусматривал, что в каждом классе учились порядка 35-36 учениц. Учебный день длился «от десяти часов утра до двух с половиною часов пополудни», правда, учебными считались все дни, кроме праздничных, которых в году было не так уж и много. Очень похож и состав предметов, хотя сегодняшние школьники, конечно, погружаются в науки гораздо глубже. Но для середины XIX века и такой предметный курс был настоящим прорывом! К тому же, как предусматривал указ, девушки, окончившие полный курс обязательных и необязательных предметов, пользовались преимуществами, предоставленными воспитанницам институтов (Смольного и ему подобных), в которые принимались исключительно дворянки и девушки из неподатных сословий (например, семей купцов и почетных граждан).

Два года, отведенные на опыт с Мариинским училищем, пролетели быстро. Результат этого опыта был признан успешным, и учебное заведение продолжило работу. Еще через два года училище переименовали в Мариинскую женскую гимназию, и тогда же новые «мариинки», как прозвали в народе эту гимназическую систему, начали открываться по всей России. В 1866 году только в Петербурге и ближайших его окрестностях было уже семь Мариинских гимназий, а с 1879 года во всех таких гимназиях ввели единую образовательную программу.

Затея Николая Вышнеградского и Петра Ольденбургского оказалась весьма плодотворной: Мариинские женские гимназии заложили серьезную основу для всей системы женского всесословного классического среднего образования в России. А оно, надо сказать, к началу ХХ века было достаточно распространено. По состоянию на 1913 год, в стране насчитывалось 873 женских гимназии и 92 прогимназии (состоявших из первых трех гимназических классов) Министерства народного просвещения, плюс 35 Мариинских женских гимназий, в которых учились 16 тысяч девушек. 

А что же та, самая первая Мариинская гимназия? Она в 1872 году перебралась в дом на углу Чернышева переулка (ныне улица Ломоносова) и Загородного проспекта, где и оставалась до самой революции. Последний выпуск «мариинок» состоялся в 1918 году, после чего гимназия стала советской средней школой №213 с общим обучением девочек и мальчиков. Но, видимо, дух первенства в этих стенах остался в наследство от Мариинской гимназии: в 1948 году именно ленинградская школа №213 стала первой в Советском Союзе школой с углубленным изучением иностранного языка — английского.

Текст: Трофимов Антон. Портал "История.РФ"

Изображение (фото): из открытых источников


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: История, Молодежь, Образование, Памятные даты, праздники, юбилеи
Сайты субъектов РФ: Москва, Санкт-Петербург
Сайты федеральных округов РФ: Северо-Западный федеральный округ, Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия, СССР
Сайты объединений стран: БРИКС (BRICS)

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11224 публикации
Сайт: histrf.ru/read/articles/shkola-dlia-dievits-vsiekh-sostoianii
Поделиться:

Интересно:

Моя Россия: Мир и Война
22.06.2025 23:14 Интервью, мнения
Моя Россия: Мир и Война
Приветствую вас, дорогие читатели! Меня зовут Елена Мишакова, я дизайнер одежды, и в преддверии Дня памяти и скорби, мой Дизайнерский дом "Misha'Le" принял участие в выставке "Мир и Война", проходившей 20 июня в Доме творчества Московского союза художников в живописной Тарусе Калужкой области. Это не первая наша творческая встреча с коллективом Дома творчества, но именно она произвела на меня наибольшее впечатление.Цель этого мероприятия заключалась в том, чтобы, сохранив память о Великой Победе советского народа, почтить память павших героев, призвать всех ценить столь хрупкое мирное небо над головой. Ведь даже спустя десятилетия тема войны и мира остается актуальной и острой, особенно сегодня, в период глобальной напряженности и тревожных новостей.Для меня участие в подобной выставке - это способ внести личный вклад в сохранение исторической памяти и пропаганду идей гуманизма...
Делегация из Саудовской Аравии на кондитерской фабрике «Пурпур»
22.06.2025 12:27 Мероприятия
Делегация из Саудовской Аравии на кондитерской фабрике «Пурпур»
Делегация из Саудовской Аравии побывала на кондитерской фабрике «Пурпур» Санкт-Петербург, 20 июня 2025 года. Российская фабрика «Пурпур» приняла у себя делегацию из Саудовской Аравии. Гостей встретила генеральный директор семейного предприятия Елена Валентиновна Урывская. Делегация Министерства инвестиций Саудовской Аравии во главе с руководителем продовольственного сектора Мохаммедом Аль Охали посетила кондитерскую фабрику «Пурпур». Визит организован при поддержке Правительства Ленинградской области. Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области запросил содействие в организации приёма делегации на кондитерской фабрике "Пурпур". В составе делегации представители инвестиционного и сельскохозяйственного секторов. Встреча открывает новые возможности для расширения экспорта российской кондитерской продукции на Ближнем Востоке.  Гости особенно...
Развод родителей — угроза демографии.40% детей живут в неполных семьях
20.06.2025 18:42 Интервью, мнения
Развод родителей — угроза демографии.40% детей живут в неполных семьях
Психологическая травматизация детей при разводе родителей напрямую влияет на их желание вступать в брак и заводить детей в будущем. Это бомба замедленного действия для нашей демографии. И чем острее конфликт родителей, тем разрушительнее последствия для детей и всей нации.  С таким заявлением выступил Президент АНО «Национальная ассоциация исследователей синдрома индуцированного отчуждения семьи», священник, клинический психолог, педагог и адвокат Вячеслав Клюев на круглом столе, организованном Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей. По данным ВЦИОМ в 2024 году Россия вышла на третье место в мире по числу разводов, а на десять новых бракосочетаний приходится порядка восьми расторжений брака. Таким образом, соотношение количества заключаемых браков и разводов достигло рекордно...
Москва открывает новые возможности для сотрудничества
20.06.2025 14:16 Новости
Москва открывает новые возможности для сотрудничества
В рамках Петербургского международного экономического форума состоялся Региональный консультативный форум «Деловой двадцатки» (B20). Мероприятия прошло под общим девизом председательства Южной Африки «Инклюзивный рост и процветание через глобальное сотрудничество». Среди участников – руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей г. Москвы (ДВМС) Сергей Черёмин, Посол МИД РФ по особым поручениям по вопросам «Группы двадцати», АТЭС и БЕП Марат Бердыев, Шерпа B20 South Africa Кас Кувадиаи другие официальные лица. Руководитель ДВМС отметил необходимость обмениваться лучшими практиками между городами в условиях глобальной урбанизации. В частности столица РФ может поделиться с другими городами множеством инновационных решений в различных областях. «Москва стала действительно инклюзивным городом, который позволяет обеспечить жителям практически равноценный и равноправный...
Карьерные стратегии поколений: как меняются приоритеты на рынке труда
20.06.2025 12:31 Аналитика
Карьерные стратегии поколений: как меняются приоритеты на рынке труда
Рекрутинговая компания Marksman провела исследование «Карьерные стратегии поколений». Эксперты выяснили, как как россияне разных возрастов строят профессиональные траектории. Анализ данных по городам-миллионникам и региональным центрам показал: поколение 40+ чаще выбирает смешанные форматы работы, миллениалы ставят на скорость карьерного роста, а молодые специалисты из регионов готовы к переездам, чтобы «прокачать» опыт. При этом столичные соискатели реже рискуют стабильностью, а региональные таланты превращают мобильность в главный козырь.  Работа в найме vs другие формы занятости Эксперты Marksman провели исследование предпочтений соискателей на основе анализа 6 700 резюме, опубликованных на платформе HH.ru в мае 2025 года. Данные показали, что несмотря на растущую популярность альтернативных форм занятости, традиционный найм остается наиболее востребованным форматом работы для...