Интервью заместителя председателя Комиссии по культуре, духовно-нравственному воспитанию и междунациональным отношениям Общественной палаты Новосибирской области, сопредседатель Новосибирского регионального деления Всемирного Русского Народного Собора Евгений Цыбизов по теме: «Традиционные ценности - основа общества и государства».
Ведущий, Петр Уваров: Представляю нашего гостя: заместитель председателя Комиссии по культуре, духовно-нравственному воспитанию и межнациональным отношениям Общественной палаты Новосибирской области, сопредседатель Новосибирского регионального отделения Всемирного русского народного собора Евгений Цыбизов.
Евгений Цыбизов: Здравствуйте.
Петр Уваров: Итак, вы решили поработать со студенческой молодежью, что совершенно верно. Непростое дело затеяли, мы же знаем, студенческая молодежь это чаще всего фронда, оппозиция, нигилизм - мы сами с усами, мы все сами знаем. Расскажите для начала, почему собственно вы решили взяться за это очень непростое дело, а во-вторых, как оно формализовалась, мы говорим о конкретном проекте, о нём тоже несколько слов пожалуйста.
Евгений Цыбизов: Так получилось, что наше Новосибирское региональное отделение Всемирного русского народного собора и я лично, с самого начала стали заниматься вопросом традиционных ценностей и это произошло еще до выхода Указа Президента №809 о традиционных ценностях 9 ноября 2022 года. Мы работали даже над предложением поправок внесения в этот документ. Соответственно, когда Указ был подписан и опубликован, буквально через 20 дней, мы провели Всероссийский форум в Новосибирске: «Россия в XXI веке: национальная идеология и традиционные ценности».
Следующим этапом стало создание «Словаря традиционных ценностей», который ввёл определения и раскрыл смыслы 17-ти традиционных российских духовно-нравственных ценностей, приведенных в Указе. Это было важно, потому что многие тогда говорили так - вот есть 17 наименований ценностей, а что с ними делать? Словарь стал ответом на этот вопрос. Очередным поступательным шагом в этой работе, стало наше предложение в Центральный аппарат ВРНС, в начале 2024 года: «о создании цикла лекций и проведения просветительской работы среди молодежи с участием представителей Русской Православной Церкви». Так получилось, что уже 1 июля 2024 года это предложение появилось в Распоряжении Правительства Российской Федерации № 1734 (пункт 83).
Да, надо отметить, что ещё в свое время, мы обратились к митрополиту Новосибирскому и Бердскому - Владыка Никодим благословил эту работу, и она стала успешно продвигаться. Что мы сделали дальше? Уже после выхода Постановления Правительства РФ мы обратились в Министерство региональной политики НСО, с которым ведем долгую и успешную совместную работу, разработали региональный, социально значимый проект, который получил поддержку.
Начиная с 1 сентября 2025 года мы приступили к его реализации. Что можно о нём сказать? Проект масштабный, мы планируем что наши лекции, которые носят характер беседы, поскольку являются живым общением с молодежью, должны услышать около 30 тысяч студентов, а общее количество запланированных лекций составляет около 500. Сейчас проект находится в работе, прочитано около 100 лекций, и мы уже по реакции студентов можем судить об их успешности.
Важнейшим фактором является то, что мы заложили в общение с ними обратную связь. По окончании лекции, студенты через QR код, имеют возможность коротко ответить на некоторые вопросы, и таким образом мы понимаем, насколько эффективно и интересно для них то, о чём шёл разговор. Конечно мы проанализируем собранный материал по окончании проекта, для того чтобы сориентироваться, доработать что необходимо и продолжить работу.
Обратная связь представляет особый интерес, поскольку наша работа не носит формальный характер. Иначе можно было бы прийти, что-то пробубнить, поставить галочку, вроде как отработали тему, а у молодежи - не в голове, ни в сердце, уткнулись в смартфоны, вышли из аудитории и все забыли.
Петр Уваров: По обратной связи - ещё наверное преждевременно, но, тем не менее, можно ли хотя бы какими-то примерными штрихами набросать вот этот самый портрет поколения Z?
Евгений Цыбизов: Могу сказать следующее. Дело в том, что наши лекции читают священники, священнослужители и духовно опытные, продвинутые педагоги. Некоторые лекции заканчиваются аплодисментами, хотя это может быть не главный показатель. В механизме обратной связи у нас заложен ряд вопросов такого содержания: насколько вам была интересна лекция, какой из разделов оказался наиболее интересен, готовы ли вы прослушать продолжение этого курса и так далее.
На сегодня положительных ответов намного больше, сейчас я не могу привести точную статистику, она у нас накапливается и мы по окончании проекта можем с вами еще раз поговорить на эту тему. Это может быть еще интереснее, чем просто обсуждение проекта.
На сегодня можно отметить, что большинство студентов поддерживает разговор о традиционных ценностях. Эти лекции читаются для 1−2 курса студенческой молодежи. Сам проект охватывает город Новосибирск и Новосибирскую область, в нём принимают участие не только студенты вузов, но и сузов. Уже сейчас появились предложения начать читать эти лекции старшеклассникам 11-го класса общеобразовательных школ.
Это почти один и тот же возраст и мы готовы сделать это вне рамок бюджета нашего регионального проекта, потому что видим, тема интересна и что особенно радует - многие руководители образовательных учреждений, кто взаимодействует с нами в рамках проекта, очень заинтересованы в нём, поскольку понимают насколько важно воспитывать и вести своих студентов в правильном направлении.
Видя глаза студентов у меня нет никакого сомнения, что такой подход даст положительный эффект. Конечно, им может быть непросто воспринимать эту тему, поскольку сам материал очень концентрированный.
Я преподаю традиционные ценности в Новосибирском муниципальном Институте современного образования, для педагогов и кадрового резерва. Это взрослые люди, которые многое понимают и знают, и там лекция длится 4 часа, что на самом деле тоже очень короткий срок для усвоения темы, а сжать лекцию до полутора часов, для отдельной группы, означает сделать материал сверх концентрированным.
Потому одну из задач мы видим в том, чтобы просветительский курс по привитию традиционных ценностей стал продолжением ОРГ (Основ российской государственности). Курс, по хорошему, должен читаться в учебных заведениях на протяжении трех месяцев следующего полугодия, потому что он содержит так много глубоких смыслов, что необходимо определенное время для их адекватного усвоения. Но без такой усиленной духовно-образовательной программы, невозможно правильно воспитать молодежь, привить ей те самые, традиционные духовно-нравственные ценности. Стоит подчеркнуть, что просветительский курс должен основываться прежде всего на духовной передаче знаний, а не на информационной.
Важно также понять, что традиционные ценности это корни - корни, которые питают человека и формируют в нем глубинные смыслы. Одним из важнейших разделов для нас является история образования российской государственности. Это напрямую связано с нашей духовностью, с нашей традиционной религией, без которой не могло бы сложиться никакой устойчивой русской государственности. Поэтому, прежде всего, мы стараемся донести до студентов духовный смысл тысячелетней истории России. Если мы сможем выстроить в умах и сердцах нашей молодежи линию понимания духовной истории нашего государства, то она может стать основой понимания собственной линии жизни, в которой важнейшим фактором является личное целеполагание.
Материал лекции увязывает разговор о большой стране, её истории и смыслах непосредственно с личной историей. На конкретных примерах показывается насколько важно жить в традиции, насколько важно ставить и достигать поставленные цели, поскольку такой подход формирует не только отдельные ценности, но и судьбу человека в целом. При этом, если человек видит свою жизнь только в рамках короткой земной жизни, то это одни ориентиры - всего около 70-80 сезонов. А если его мировоззрение основывается на традиционных ценностях, то помимо земного пути, за ним следует настоящая - вечная жизнь. Вот именно к той вечной жизни мы и готовим себя. Все те духовные ценности, которые мы успеем собрать за этот короткий период, станут тем единственным багажом, который можно забрать с собой в эту вечную жизнь, и никаких материальных благ, поскольку, как известно: «у гроба карманов нет». Накопленные духовные ценности, в другой мир может перенести только душа человека - тот единственный «ларец», с которым человек может покинуть земное пространство.
Петр Уваров: Глубоко. Насколько вот эти самые зуммеры, над которыми мы часто смеёмся, иногда пугаемся их поведению, целеполаганию, лексике и т.д., насколько они в состоянии воспринять эту очень серьезную глубокую информацию, при условии что, давайте говорить прямо, книг они не читают, мышление у них в значительной степени клиповое. Я не говорю про всех, но для многих из них, за полтора часа времени такую информацию чрезвычайно сложно усвоить. Тем более, если это наполнено теми самыми смыслами о которых вы сказали.
Как удается удерживать внимание вашим лекторам? Я понимаю, вы сказали, что это неординарные, замечательные лекторы, но уверены ли вы в том, что эта информация адекватно воспринимается студентами на протяжении полутора часов?
Евгений Цыбизов: Еще раз повторю, для нас именно обратная связь показывает насколько они слышат и воспринимают информацию. Буквально вчера я читал две лекции в Новосибирском государственном педагогическом университете двум различным группам. В одной 25, в другой 50 человек. Могу сказать, что в определенные периоды времени внимание ослабляется. Наверное это связано и с материалом, и с изложением, но потом оно вновь начинает расти. К концу лекции и нашей беседы внимание было самым высоким, посыпалось много вопросов, а значит интерес есть.
Впрочем аудитория всегда разная и как всегда, есть люди пассивные и активные, те кто задаёт много вопросов и очень хочет получить на них ответ. Надо отметить, что студенты задают достаточно глубокие вопросы на которые интересно отвечать и поскольку тема лекции касается не только истории, но и религиозной культуры, то многие вопросы прямо ведут к рассуждению на богословские темы. Ответы на эти вопросы можно получить у священника в любой воскресной школе для взрослых, при храме. Мне было интересно на них отвечать, но время общения ограничено и есть план лекции. Надо сказать, что ребята молодцы, некоторые из них смотрят достаточно далеко. Может они даже толком не понимают глубины своего вопроса, о чём они спрашивают, но направление верное.
Вопрос по телефону: «Здравствуйте, 2000 лет назад задавался такой же вопрос, позволю себе его перефразировать и повторить: традиционные ценности о которых вы говорите с Небес или от человеков?»
Евгений Цыбизов: Дело в том, что традиционные ценности - это ценности которые черпают своё начало из религиозных ценностей, по-другому и быть не может. Так обстоит дело не только с православными традиционными ценностями, но и ценностями Ислама и других религий. У истоков образования любых духовных ценностей всегда лежат религиозные ценности.
Что такое религиозные ценности? Это ценности, которые исходят из Священных Писаний. Для нас, для православных христиан - это Библия и Евангелие, передающие то, о чём говорил Сам Господь. Это разговор о тех самых ценностях, которые передаются из поколения в поколение - разговор о жертвенности, любви, милосердии, смирении, терпении, и всём остальном, чему нас учил и учит Господь. Именно эти ценности являются важнейшим духовным наследием для каждого поколения наших граждан и тем более молодёжи. Разрушение традиции, утрата передачи этих ценностей, их глубинных смыслов, привела к тому, что мы сегодня имеем. И слава Богу, что у нас появился Указ Президента №809, который вновь направляет внимание нашего народа к осознанию смысла истории нашего государства, заложенного в традиционных ценностях.
Стоит обязательно сказать, что важнейшей вехой в образовании российской государственности является уникальное историческое событие - «Крещение Руси». Как Крещение отдельного человека, определяет его судьбу, так и Крещение целого народа, на все времена заложило духовно-смысловые основы нашего государства, определило его миссию, цель и задачи. Разве не является таинство крещения принятием важнейшей для человека ценности – «приоритета духовного над материальным», означающей, что в мировоззрении человека Бог должен всегда стоять на первом месте, а всё остальное на втором? Но ведь именно так и сформулирована одна из 17 ценностей, приведенных в Указе №809. Таким образом, мы вернулись к точке старта истории нашего государства и получили возможность осуществить перезагрузку, вернуть течение нашей истории в правильное русло.
Петр Уваров: «Рвёт меха» в отношении услышанного наш атеистически настроенный слушатель «Мрак Твен». Уважаемый «Мрак Твен», хочу к вам обратиться, - не поленитесь, перечитайте Нагорную проповедь и подчеркните карандашиком то, с чем вы не согласны, то, что сейчас не актуально. То, что по вашему мнению, можно выкинуть на свалку истории. Видит Бог, я не вижу там ничего, что бы устарело, и было бы не применимо или не актуально, потому, что Нагорная проповедь Христа, это тот набор истин, которые актуальны во все времена, это идеал, к которому надо стремиться и который наверное сложно достичь.
Евгений, давайте попытаемся встать на сторону зуммера, он уже и вправду сильно оболванен, в его голове происходит не пойми что, полная разруха, и вот то, что вы пытаетесь ему сегодня донести – это, как мне кажется, в значительной степени для него, архаика. Он же видит себя прогрессивным, современным и глубоко индивидуальным - это я к вопросу о сопричастности. Вы говорили, что нам важно увязать судьбу каждого отдельного человека с судьбой страны, государства, Родины. Но ведь на определенном этапе исторического развития, у нас в России победил индивидуализм. Ты человек мира, ты космополит, ты сегодня в Москве, завтра в Гонконге. Зачем привязываться к родным березкам и могилам предков? Лэптоп в сумку и полетели в Дубай или куда-нибудь еще. Вся эта глобализация плотно въелась в головы. Не забуду, я уже однажды вспоминал в эфире, когда началась Специальная военная операция, одна студентка подошла ко мне и с очами исполненными ужаса и горя спросила меня, - Петр Александрович, так что я больше никогда не поеду в Лондон?!
Было видно, что у человека рухнуло что-то внутри, понимаете? Трагедия произошла. Человек может быть жил для этого, а вы приходите к ним, а многие из них таковы, и говорите им про Крещение Руси, про православные традиции и так далее. Я уверен, у многих из них возникает ощущение какого-то, знаете, архаичного, блинного дискурса, но вот всерьез это воспринимать незачем, у меня же тут «тик-ток» под рукой или ещё что-то. Как прошибить этот скепсис неверия и недоверия, порожденного отчасти нами самими, вовремя не вступившими в диалог с нашими детьми. Вот сверхзадача. Как вы предполагаете ее решить?
Евгений Цыбизов: Это действительно непростая задача. Для её решения важны конкретные жизненные примеры, потому что никакая теория в чистом виде не поможет осознать сущность ценностей. Возьмем к примеру жертвенность. В большинстве своём, все слышали о Христе и его пожертвовании собственной жизнью ради всех людей, всего человечества. Эта самая большая жертва, когда-либо осуществленная на земле. Великая жертва.
Можно вспомнить примеры жертвенности наших воинов в Великой Отечественной войне. Кто-то из них закрыл собой амбразуру, кто-то спас товарища. Жертвенность? – Да. Это тоже самое пожертвование своей жизнью ради жизни других. Но откуда такая человеческая ценность, такое устремление берет свое начало? Разве не из заповеди самого Христа: «Нет больше той любви если кто положит душу свою за друзей своих». Иисуса Христа, который не только сказал это, но и сам поступил так. Разве, не те же самые поступки совершают сегодня наши воины, участвующие на СВО? Такие поступки – неотъемлемая часть войны. Кто-то кого-то защищает, кто-то кого-то прикрывает. Такая жертвенность, скорее всего, понятна всем.
Но ведь жертвенность может выражаться и в простых вещах, в том числе и в быту. Например, вы лежите и смотрите телевизор или играете в компьютере, или еще что-то, а вас кто-то из ближних просит сходить за молоком… Возникает ситуация выбора, между тем, что вам надо отказаться от своего наслаждения, встать, одеться и куда-то там пойти за молоком. И тут вы должны решить - пожертвовать ли своим временем и удовольствием ради помощи своему ближнему, папе, маме, сестренке? Но это и есть подвиг, не великий, но малый, от слова подвигнуть себя ради ближних, в том числе ради Бога, и сделать что-то ради других. Так складываются ценности человеческой души.
Важно понимать, что жертвенность она не где-то там на войне и в книгах, к ней нас призывает каждый день нашей собственной жизни. И если человек задумается и начнет осознавать свои поступки по отношению к ближним, то тогда в хаосе своей жизни, он сначала начнет различать, а в последующем хорошо видеть, что есть настоящие духовные ценности, а что мусор. Жертвенность – это великая ценность души, твоего характера. Если ты реализуешь её в малом, то у тебя есть шанс совершаешь её и в большом, что приведет к спасению твоей души, приведет к Богу в вечную жизнь. При этом совсем не обязательно, что твой подвиг будет связан исключительно с физическим самопожертвованием.
Петр Уваров: Пришло два очень похожих сообщения, мы с Евгением попробуем их разобрать: «Замечательный образ будущего рисует ваш гость для людей принявших традиционные ценности. Всегда только на амбразуру, куда еще? Есть вообще конец у этого самоотречения, отказа от комфорта жертвенности - вы же историк. Вообще у нас были периоды в истории когда мы заканчивали строить Великую Россию и просто жили хорошо для себя?»
Сначала я свои две копейки вставлю Евгений, а потом вы, пожалуйста, прокомментируйте. Я уже говорил, Россия в качестве так называемого, нормального государства, а-ля Голландия, жить никогда не сможет. Историческая судьба России состоит в том, что мы всегда будем жить на разрыв, совершая подвиг и преодолевая нечто, что заложено нашими просторами, нашей географией, климатом и нашим соседством с другими государствами, которые всегда не просто настроены в отношении России. Поэтому Россия – это всегда амбразура и всегда подвиг.
Вы хотите спокойной и сытой жизни господа - ее не будет, не будет не только в России, но и во всём мире. Разочарую вас, мы вступаем в период больших тектонических изменений, таких, что как минимум на ближайшее десятилетие, никакой спокойной мелкобуржуазной жизни не будет. Будет амбразура, в том или ином виде. Не буквально, но иногда и буквально, и к этому надо быть готовым дорогие друзья, и интеллектуально, и морально, и физически. Если наша молодежь - это только Рафик, Капучино и Лате - то России не будет! Потому – амбразура…
Евгений Цыбизов: Я постараюсь ответить на этот вопрос на основе материалов наших лекций. Главный ответ на него дает сама история образования русской государственности, а именно, ключевое событие нашей истории о котором я уже говорил - Крещение Руси. Принимая массовое крещение в водах Днепра, русский народ, не просто поучаствовал в неком обряде, а принял участие в Таинстве духовного обращения и сочетания с Богом, принял на себя великую и безвременную ответственность перед Ним в хранении, укреплении и защите истинной Православной веры.
Это обязательство, принятое русским народом более тысячи лет назад, до сих пор остается главным стержнем и смыслом существования нашего государства. Сегодня мы представляем лишь очередное поколение, которое в силу своего понимания и возможностей исполняет принятый нашими предками обет данный Богу.
В зависимости от того, насколько хорошо текущее поколение исполняет свои обязательства и складывается жизнь народа в нашем государстве. Насильственная смена государственно-политического строя в результате революции 1917 года и принципиальный отход от веками сложившихся традиционных ценностей - это именно то обстоятельство, при котором русский народ оставил свое служение Богу.
К чему это привело? Миллионы людских потерь, подорванная демография, утраченный путь развития, утраченный суверенитет и наконец распад самого государства. Сегодня мы, опираясь на 809 Указ Президента, встали на путь возвращения к традиционным ценностям и нам необходимо проделать очень много работы в этом направлении. У нас нет других вариантов, дело в том, что духовный обет - это по сути присяга, которую наш народ однажды дал Богу. Мы можем конечно отказаться от присяги, но знаем, что означает отказ от присяги, как и то, что происходит с теми, кто от неё исторически отказался и предал Бога. Потому наш путь - это восстановление и защита своих исконных традиционных ценностей, а те люди, которые их не разделяют, в силу разных обстоятельств, собственно говоря, для них мир открыт, можно выбрать иной путь.
Петр Уваров: Да, нам так и пишут - «наверное, тогда лучше переехать в Таиланд или Эмираты, в гробу я видел ваши великие стройки». Что же, переезжайте пока границы открыты и в Таиланд, и в Эмираты. Собственно, это вопрос вашего личного выбора, не в бреду сделанного. Верхний Ларс или добросовестная работа на благо своего Отечества, вот и все. Знаете, я даже осуждать это не буду. Потому что человек сделал свой личный выбор с которым ему дальше жить, и если он конкретного вреда своей стране не принес, ну и ладно пусть уезжает. Россия никогда не будет Голландией, Россия - это нечто другое, так что надо самоопределиться.
Евгений Цыбизов: Хотел бы ещё обратить внимание на очень важный аспект, он состоит в целеполагании. Дело в том, что если человек не имеет традиционного религиозного мировоззрения, которое подразумевает «загоризонтное» понимание жизни - зачем человек живет, в чем состоит смысл его жизни и что ждет его за порогом смерти, то он об этом и не задумывается. Такой человек живет по принципу «бери от жизни всё», и в его ценностной парадигме вполне естественно складывается вопрос - зачем мне страдать, зачем мне такое государство, правительство и прочее, ведь жизнь одна. В рамках такого ограниченного целеполагания его даже можно понять, ведь он не ведает о другой жизни. Этот человек не понимает, что когда он умрёт, вне зависимости от того, как он воспринимает свою жизнь, он точно узнает, как устроен этот мир на самом деле и что его ждет за порогом смерти. Только тот, кто верит, а потому знает о бесконечности жизни, способен понять насколько важны для него духовные ценности. Насколько важно милосердие, любовь, самопожертвование. Эти ценности не создают комфорт, они нужны для настоящего, и тем более для будущей жизни, где времени нет.
Петр Уваров: Судя по всему «зажгли» мы наших слушателей Евгений.
Евгений Цыбизов: Диалог - это прекрасно.
Петр Уваров: Да, диалог, даже такой не простой, это прекрасно. Еще раз, поймите друзья, понятно, что в последние десятилетия мы находимся в состоянии некоторого безвременья, обрывки каких-то мыслей, нарративов, каких-то дискурсов, кто-то читает Поппера, кто-то Маркса, кто-то Отцов Церкви. Но в не зависимости от того, нам всем нужно договориться, что мы любим свою страну, и простите… эти березки. Ну как можно навсегда уехать от могил своих предков? По мне, так это же невозможно, потому что вы тогда навсегда теряете связь времен и связь со своим родом, кто вы тогда - пыль под ногами, перекати поле? Разве так можно?
Евгений Цыбизов: Петр, это как раз о том, что если у человека нет традиции в передаче этого чувства, то и проблемы для него нет.
Петр Уваров: А мне кажется, будет проблема.
Евгений Цыбизов: Нет, она, конечно, будет. Потом будет. Такие люди только думают, что у них этой проблемы нет. Куда ветер подул, туда и полетел, но в какой-то момент она их безусловно накроет. Если вспомнить историю наших эмигрантов и беженцев, то в подавляющем большинстве, все они страдали от утраты Родины. С какой болью потом писали они и про березки, и про утраченную Отчизну.
Петр Уваров: Это так. Вот очередное сообщение Евгений в телеграмм: «Я категорически не согласен с противопоставлением хорошего кофе - жизни в России. Русские должны жить хорошо, и жертвенности это никак не мешает».
- Да нет же, Боже упаси, я и сам хороший кофе люблю, я может немного сгустил краски. Русские должны жить хорошо, но русские должны жить всегда в такой ситуации…
Евгений Цыбизов: …«Когда надо поставить Бога на первое место, чтобы всё остальное стало на свои места». Дорогие слушатели, не надо такой жесткой антитезы, что мы каждую минуту должны критически жертвовать, что у нас всё должно быть тяжело и сложно…
Петр Уваров: …и не пить кофе.
Евгений Цыбизов: …Да, и не пить кофе. Это полная глупость. Речь идет о том, что мы должны правильно и вовремя расставлять акценты, о том, что когда вдруг возникнет принципиальная ситуация, в которой ты, образно, должен выбрать - любовь к кофе или к своим ближним, то тогда надо сделать правильный выбор на жизненном пути. И быть к этому готовым. Так что определяйтесь.
Петр Уваров: Определяемся, да. Эдуард пишет нам в «Максе»: «Доброе утро, очень полезная программа. Молодежь прежде чем стать молодежью, сначала рождается в семье, потом ходит в детский сад и школу. Поэтому надо начинать воспитание с детского сада».
Евгений Цыбизов: Эдуард, абсолютно верно. На самом деле, традиционное воспитание конечно должно начинаться в семье, само собой в детском саду и дальше в школе, в том числе Высшей школе. Оно должно поддерживаться на всех этапах взросления человека. Именно так формируется традиция.
Петр Уваров: «Доброе утро! Я живу в селе Ташара, через него когда-то проходил Сибирский тракт, царская дорога, великий чайный путь, дорога по которой шли декабристы и кандальники. В следующем году Ташаре исполнится 305 лет. Дорогу в деревню построили голыми руками и оставили нам нынешним в подарок, это были простые православные люди. Сколько их полегло в этой Сибирской суровой земле. Сейчас мы установили камень в их память, память о наших предках.
Евгений Цыбизов: Да любовь к малой родине - это важнейшая ценность для человека и она входит в свод традиционных ценностей. Было бы хорошо на этой земле установить еще и Поклонный крест.
Петр Уваров: ….«Кто отдает свою жизнь за страну не должен потом быть выброшен на обочину жизни и забыт своим государством». - Ну, так, с этим вообще никто не спорит дорогие друзья. Мне кажется, это совершенно очевидно.
Евгений Цыбизов: Поддерживаю, у нас сейчас, в отличие, может быть, от всех предшествующих лет, тратится такое количество времени и ресурсов государства на тех, кто воевал и воюет в зоне СВО, на тех кто получил ранения и нуждается в помощи, что это беспрецедентно.
Петр Уваров: Еще звонок: «У меня друг в Германии отлично живет, супер, дом купил себе на четыре этажа, семья на два человека» - Вы в душе вашего друга из Германии ночевали? Вы знаете, что там происходит, почему только внешними признаками надо мерить и судить о жизни? При этом я согласен с Евгением, который пишет, что: «кофе не исключает порядочности».
Евгений Цыбизов: Порядочности - нет конечно, а еще вопрос, дети у его товарища ходят в школу в один туалет? Мальчик и девочка?
Петр Уваров: Да, а его дети на великом и могучем русском языке ещё говорят, или уже нет? Мне было бы чрезвычайно странно, если бы мои дети говорили со мной на ломаном русском, но хорошем немецком языке, хотя я немецкий в общем знаю. Вы понимаете? Вот тогда и происходит какой-то слом, метафизическая смерть. Это уже те люди, которые через 2−3 поколения могут вполне себе - ничего исключать нельзя, пойти на мою родную землю с оружием в руках.
Евгений Цыбизов: Но есть другой вариант. Дело в том, что если в семье этого человека поддерживается традиционная культура, русская православная культура, то, в принципе, он может жить где угодно. И в Австралии, и в Африке, и в Германии. Соответственно, сеять всё доброе и полезное…
Петр Уваров: …Но лучше к нам переезжайте. Вот кстати, Александр нам пишет в телеграмме: «У меня тоже друг в Германии, но он спит и видит когда всей семьей сбежать из этого дерьма».
- Извините из песен слов не выкинешь, как написано так и читаю… Квадроберы, туалет один на всех, и всё прочее. Что касается Германии - это отдельная большая тема, там всё плохо, но будет еще хуже. Германию уничтожим не мы, хотя может быть и доведётся второй раз поставить её на место, а англосаксы, которым они продали себя с потрохами. Весь свой Тевтонский дух, своего Гёте, своего Гегеля и своего Канта, они променяли на какие-то североатлантические штучки, но повторю это отдельная тема. Давайте подведем итог.
Евгений Цыбизов: Краткий итог в этом разговоре состоит в том, что нельзя менять свои традиционные ценности на чужие.
По материалам ток-шоу «Есть мнение» радио «Вести-FM Новосибирск»
Изображение (фото): пресс-служба Евгения Цыбизова
Исторические события:



