Начало Великой Отечественной войны - июнь 1941 года. Враг засылал в советский тыл шпионов и диверсантов. Надо было удвоить бдительность, усилить охрану военных и народнохозяйственных объектов. 24 июня 1941 года Совнарком СССР принял постановление «О мерах по борьбе с парашютными десантами, диверсантами противника в прифронтовой полосе». В Москве и области было создано 87 истребительных батальонов. Один из них - в Люберецком (в то время Ухтомском) районе Московской области.
Ухтомцы
В Люберцах на здании производственного комбината ВИНИТИ можно увидеть мемориальную доску. На ней начертано: «В этом здании размещались штаб и часть Ухтомского истребительного батальона с августа по октябрь 1941 года».
В составе батальона было 480 человек - людей самых различных профессий и возраста. Сюда, в штаб, они прибывали из Люберец и Томилина, Малаховки, Октябрьского и Краскова, из села Косино и деревень Кожухово, Выхино и Жулебино, которые тогда также входили в состав района.
Батальон был разбит на отряды, которые несли охранную службу в окрестностях города и в поселках. Жили на полуказарменном положении: обедать ходили домой, а из обмундирования получили только гимнастерки и солдатские ремни. Всего три неполных месяца действовал батальон, но и за этот короткий срок он вписал славные страницы в боевую летопись люберчан.
Командиром батальона назначили капитана Дрожжина — он был там единственным кадровым офицером. Начальником штаба был утвержден житель пос. Косино Борис Михайлович Мощевитин. Комиссаром стал Дмитрий Андреевич Уженков, старый путиловскин рабочий, член партии с 1920 года, работавший до войны инженером на предприятии.
— Помню, — рассказывал впоследствии комиссар батальона Д.А. Уженков, — в сентябре ночью авиация противника развесила на парашютах фонари, готовясь к выброске десанта. Но замысел врага был сорван: бойцы батальона из винтовок и пулеметов расстреляли эти фонари и оцепили лес.
В небо гляди,
Всюду гляди,
Нет ли залетных врагов впереди.
Слух напряги,
Слушай шаги –
Город родной береги, -
пели бойцы батальона песню, написанную местным поэтом Николаем Рудневым.
К двенадцатому июля 1941 г. было создано и вооружено одиннадцать истребительных батальонов, которые заняли оборону на близких подступах к Москве, проходили усиленную военную и политическую подготовку.
Юные истребители.
В рядах истребителей были и подростки. По 16 лет было ученикам михельсоновской школы № 1 (ныне муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11) Алексею Ситнину и Евгению Евстафьеву.
Алексей Ситнин вспоминал: «Война и детей быстро сделала взрослыми. В нашем распоряжении были и гранаты, и огнестрельное оружие, и бутылки с горючей смесью. Обращаться с ними мы, школьники, как следует ещё не умели. И все же ребята чувствовали себя настоящими защитниками Родины и вели себя, как взрослые, ни одного «ЧП» в батальоне не было».
Бойцы батальона несли охрану предприятии ликвидировали последствия бомбежек. Отдельные роты, а иногда и весь батальон часто поднимались по тревоге для выполнения боевых заданий.
На защиту Москвы.
В октябре 1941 г. истребительные батальоны были сведены во вторую отдельную бригаду московских рабочих, а в декабре того же года переименованную в пятую Московскую стрелковую дивизию, состоящую из 7, 8 и 9 стрелковых и одного артиллерийского полков. Штаб дивизии размещался в здании института физических проблем Академии наук СССР, а стрелковые полки занимали оборону на подступах к Москве с центрами участков обороны у сёл Алексеевское, Семеновское и совхоз Воронцово.
Уже с середины октября в столице и на ее окраинах стали распространяться слухи, что Москва будет сдана без боя, как в Отечественную войну 1812 года. Враг, таким образом старался деморализовать население, посеять в народе панику. Но фашисты просчитались. Во второй половине октября, когда на подступах к Москве развернулось грандиозное сражение, стали создаваться коммунистические дивизии из добровольцев. В одну из них, 5 Московскую стрелковую дивизию, 20 октября влился Ухтомский истребительный батальон. Вместе с москвичами ухтомцы заняли оборону в районе Дмитрова и прочно удерживали занятые рубежи.
К концу декабря 1941 г. дивизия была сформирована, вооружена штатным оружием и достаточно подготовлена для ведения наступательных и оборонительных боевых действий. В первую победу над врагом в великой битве за Москву внесла свой вклад и 5 Московская стрелковая дивизия.
После тщательной подготовки 5 Московская стрелковая дивизия 20 января 1942 года была переименована в 158 стрелковую дивизию в составе 875 СП, 879 СП, 881 СП и 423 артиллерийского полка.
Новые рубежи.
12 февраля 1942 г. дивизия была отправлена для ведения боевых действий на Калининский фронт. В составе 22 армии дивизия вступила в тяжелые наступательные бои. На рассвете 16 февраля 1942 г. подразделения дивизии произвели первые выстрелы из своего оружия на подступах к сильно укрепленной линии обороны, занятой основными силами и огневыми средствами фашистов - крупному селу Холмец Калининской области (ныне Тверской) со старинной церковью расположенной на господствующей и сильно укрепленной ледяным валом и огневыми средствами высоте, с опорными пунктами в деревнях Васильки, Макарово, Подсосенники, Жиганово, Яблонька, Сазонове и др.
Тысячи рядовых воинов, командиров и политработников дивизии в исключительно трудных боевых условиях с превосходящими силами и техникой противника, не щадя своих жизней в первом ударе дивизии овладели населенными пунктами Васильки, Подсосенники, Жиганово, Бабаево, Кымары, Сазоново и др.
Ценой огромных человеческих жертв село и ряд близлежащих деревень, в том числе деревня Яблонька, были освобождены от фашистов. Крайней точкой прорыва стала деревня Поддубная.
В кровопролитных боях за холмецкую землю из 480 ухтомских ополченцев почти все полегли на полях сражений. Вот имена только некоторых из них:
- Беребнев Владимир Иванович (в батальоне с 5 июля 1941 года, до войны работал на Томилинской птицефабрике комендантом). Погиб у д. Жиганово.
- Горлин Алексей Николаевич (поступил в батальон в 17 лет, после окончания школы № 1 г. Люберцы) Погиб у д. Яблонька.
- Чуприков Леонид Петрович (работал на заводе сельхозмашиностроения им. Ухтомского). Погиб у д. Пробойка.
- Малишевский Иван Васильевич (работал на заводе в пос. Дзержинского). Погиб у д. Макарово.
- Дорохин Олег Сергеевич (житель пос. Томилино, до войны работал осветителем в театре Маяковского). Погиб у д. Васильки.
- Панин Федор Тимофеевич (житель г. Люберцы). Погиб у д. Макарово.
В октябре дивизия освободила город Лиозно и получила право называться Лиозненской, а летом 1944 года это уже Лиозненско-Витебская стрелковая дивизия, затем она вела бои в Прибалтике, Восточной Пруссии, участвовала в штурме Берлина.
Как же сложилась судьба тех, кто, начал свой боевой путь в рядах Ухтомского истребительного батальона?
Командир батальона капитан Дрожжин погиб в 1942 году на Калининском фронте. Начальник штаба Б.М. Мощевитин отдал свою жизнь за Родину под Витебском в конце 1943 года.
Алексей Ситнин и Евгений Евстафьев перед отправкой на фронт батальона были, как несовершеннолетние, отчислены. Их направили на трудовой фронт, на строительство оборонительных укреплений. В армию их призвали уже в 1943 году.
Алексей Ситнин от Великих Лук дошел до Латвии. После войны стал геохимиком, кандидатом наук. Являлся первооткрывателем двух месторождений полезных ископаемых в Читинской области.
Евстафьев Евгений Васильевич прошел с боями до Кенигсберга после войны, получив высшее образование, работал в Московском зоопарке.
Изображение (фото): Люберецкий краеведческий музей
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:




